«Мамина и папина школа»: возрастные кризисы

С этой проблемой сталкиваются многие мамы и папы: спокойный и покладистый ребенок вдруг неожиданно превращается в капризного и непослушного. Такое поведение нередко ставит в тупик, родители задаются вопросом: что с ним происходит? Оказывается, причиной тому — кризисы развития.

Для чего они нужны? Как справляться с детскими истериками и неадекватным и странным поведением подростка? И как правильно вести себя родителям, чтобы кризис не только благополучно решился, но и принес пользу? Ответы на эти и другие важные вопросы обсудили участники «Маминой и папиной школы» вместе с психологом-педагогом Еленой Светличной, в субботу, 14 декабря.

Современные психологи выделяют несколько периодов возрастного развития. Согласно Д. Б. Эльконину всё детство разделяется на 3 эпохи. Каждая эпоха состоит из 2 периодов.

Эпоха раннего детства (0-3 лет)

Кризис новорожденности

Период младенчества (2 месяца -1 год)

Кризис 1 года

Период раннего детства (1-3 лет)

Кризис 3 лет

Эпоха детства (3-11 лет)

Период дошкольного детства (3-7 лет)

Кризис 7 лет

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Эпоха подростничества (12-17 лет)

Кризис подросткового возраста

Младший подростковый возраст (12-15 лет)

Старший подростковый возраст (15-17 лет)

Переходные этапы возрастного развития называются кризисными. Кризис — это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого.

Любопытный факт: в китайском языке понятие «кризис» состоит из двух иероглифов – один переводится как «опасность», а другой – «возможность».

Кризисы не всегда очень точно привязаны к определенному возрасту, у некоторых они наступают раньше или позже на полгода-год и протекают в разной степени интенсивности. Но в любом случае важно понимать причины их возникновения и типичные сценарии, чтобы пережить их с минимальными потерями и максимальной пользой для себя и своих близких.

Кризис новорожденности

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни.

Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов ребенок должен был бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, голода, оберегает от шума и т.д.

Медицинский критерий конца периода новорожденности – приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился, что свидетельствует о том, что физиологические системы жизнедеятельности функционируют нормально.

Новорожденный, приобретает способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи примерно в 1,5 — 2 месяца.

Ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает ручки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления» Комплекс оживления, — говорит о первой социальной потребности — потребности в общении.

А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности к младенчеству.

 

Младенческий возраст

По мнению Эриксона, именно в первый год жизни человека формируется базовое доверие к миру, и степень этого доверия зависит от поведения того взрослого, с которым у малыша рождаются отношения привязанности (чаще всего речь идет, конечно, о матери).

Малыш должен общаться с мамой столько, сколько ему необходимо.

Он должен знать, что мама всегда рядом и придет на помощь в любую минуту.

Рекомендуется по возможности, кормить грудью.

Кормление — это не только получение пиши, но и главный способ ребенка общаться с мамой. Дело в том, что если ребенок лишен всего вышеперечисленного, то формируется подозрительность и недоверие по отношению к миру и окружающим людям.

А это негативно повлияет на его развитие на всех следующих этапах. Именно здесь в почву попадает зерно многочисленных комплексов, страхов и психологических проблем.

Если же доверие к миру было удачно сформировано, в будущем такие дети проявляют находчивость, дружелюбие и лидерские качества.

Кризис 1 года

Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис обусловлен следующими внутренними причинами: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Средством разрешения этого противоречия становится овладение ходьбой и речью.

Внешние проявления кризиса заключаются в следующем: овладение ходьбой и манипуляциями с предметами расширяет возможности ребенка, он начинает

чувствовать себя отдельным от взрослых человеком, обретает поведенческую автономию. Ребенок теперь может достать опасные для себя предметы и вести себя так, как не нравится взрослым. Взрослые впервые начинают применять запреты и наказания. Когда взрослый что-то запрещает ребенку, не понимает его или наказывает, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность. Одним из ярких симптомов кризиса становится возникновение аффективных состояний: столкнувшись с запретом, ребенок устраивает истерику, громко плачет, падает на пол, колотит по нему руками и ногами.

Социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым меняется: Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Появляются двое: ребенок и взрослый.

Суть кризиса первого года жизни малыша: это противоречие между отчаянным стремлением к самостоятельности и при этом зависимостью от помощи взрослого, от его оценки. А также противоречие между своими потребностями и возможностями: хочет сказать, а не может; хочет достать, но не дотягивается; хочет побежать, а падает..

Но все эти противоречия – движущая сила его психического и общего развития. Тут надо поставить памятник железной воле маленьких исследователей: они продолжают познавать и осваивать мир не смотря ни на что!

Как преодолеть кризис первого года жизни:

1. Старайтесь соблюдать привычный режим дня для ребенка. Но при этом он должен быть достаточно гибким и индивидуальным. К примеру, чтобы беспрепятственно и без слез лечь спать днем или стать голодным к обеду – ребенок должен набегаться, нагуляться, наиграться до этого. Режимные дети – более здоровые, психически-уравновешенные, и менее капризные.

2. Старайтесь обеспечить ему максимально богатую развивающую среду в доме – больше разношерстных, разнофактурных, развивающих игрушек из разнообразного материала, и даже «взрослых» предметов в личное пользование. Поощряйте и сделайте все необходимое – чтобы ребенок мог достаточно много двигаться. Движение – это всегда развитие.

3. Чтобы возникало как можно меньше запретов – уберите подальше все вещи, которые не должны попадать ему в ручки, обеспечьте безопасность как в доме, так и на улице. К примеру: если его тянет в лужи – наденьте ему резиновые сапожки и пусть себе шлепает, если он собирает листики и камушки в парке, имейте с собой антисептические салфетки, чтобы обтереть ему ручки – и пусть собирает. Старайтесь по мере возможности не ограничивать его познавательную активность.

4. Позволяйте ему проявлять свою самостоятельность: даже если мало времени на одевание, а он настойчиво натягивает носок, даже если жалко смотреть как он вымазывается в пюре, пытаясь совладать с ложкой самостоятельно. Поощряйте эти попытки, хвалите результаты его действий. С другой стороны, если же ребенок не может справиться с задачей, которую он сам себе поставил, то было бы мудрым – не оставлять его один на один с этой неподдающейся проблемой, а незаметно прийти к нему на помощь: «Давай вместе!».

5. Если же ребенок упрямо делает то, что делать нельзя, не слушает и не слышит Вас, то важно правильно выстроить систему правил и запретов, и уметь правильно их подавать.

6. Если малыш не хочет делать то, что нужно: одеваться, кушать и так далее, то ни в коем случае не делайте это насильно. Одевать на прогулку, можно и с «отвлекалочками», со стишками и потешками, в игровой форме. Например, показать, как его любимая игрушка так же одевается, собирается гулять, и его приглашает с собой, предоставьте ему возможность самому выбрать одежду.

7. Последнее по порядку, но первое по значению — старайтесь воспитывать ребенка любовью.

Проявляйте безусловную любовь к малышу: чаще обнимайте и целуйте его, говорите дружелюбным тоном, называйте ласково по имени – все это ему сейчас жизненно необходимо, не смотря на его естественное стремление к самостоятельности и независимости. О себе ребенок узнает – прежде всего — из уст близких ему людей, и, конечно же, матери. Называя его хорошим, умным, добрым, любимым – мы задаем ему жизненную программу, составляем по частям его самооценку, чувство самоценности.

Кризис трех лет «Я сам!».

Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе).

Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.

Одно из проявлений кризиса трех лет – это отрицание.

Малыш на просьбы родителей начинает отвечать категорично «нет», «не хочу», «не буду», «не пойду». Ребенок может даже отказываться выполнять действия, которые ему всегда нравились, и именно этим отличается отрицание от простого непослушания.

Еще одно типичное проявление этого непростого периода – упрямство. Ребенок стоит на своем до последнего, вынуждая взрослых идти ему на уступки. При этом важно отличать от упрямства такое положительное качество как настойчивость

Ребенок стремится к полной самостоятельности, не дает родителям ему ни в чем помогать и что-либо решать за него.

Задача родителя во время кризиса трех лет – помочь малышу пережить сложный период, поэтому ищите во всем положительные стороны, ведь все эти возрастные проявления помогут ребенку научиться таким важным качествам, как настойчивость, терпение, самостоятельность и целеустремленность.

Как пережить кризис трех лет:

Кризис трех лет обычно длится несколько месяцев, затем успешно проходит сам собой.

Поощряйте самостоятельность ребенка. Если он хочет что-то сделать сам, не нужно предлагать ему помощь и пытаться контролировать его действия. От этого он будет еще больше раздражаться. Лучше просто обеспечить его безопасность во время выполнения задачи и похвалить, когда у него все-таки получится задуманное. Чтобы избежать постоянных капризов, можно перед тем, как в чем-то ему помочь, спрашивать: «Ты это сделаешь сам или тебе нужна помощь?»

Если ругаете малыша, то только за проступок! Нельзя обзывать ребенка такими словами, как жадина, глупый, вредина, поскольку он действительно может стать таким. Ругать можно только за неправильный поступок, но не критиковать личность ребенка.

Сохраняйте спокойствие! Чем спокойнее вы реагируете на выходки малыша, тем меньше у него будет желания досадить. Крик и ругань провоцируют ребенка еще больше раздражаться и отстаивать свое мнение, поэтому необходимо взять себя в руки и отвечать спокойно, даже если малыш ведет себя отвратительно.

Давайте малышу право выбора. Кризисный период у детей проходит намного спокойнее, когда родители считаются с их мнением. Пусть ребенок сам решит, будет ли он завтракать, какой мультфильм будет смотреть, и на какую детскую площадку вы отправитесь с ним во время прогулки.

Анализируйте ситуацию. После каждой истерики, устроенной ребенком, разговаривайте с ним. Делать это лучше, когда малыш немного успокоится. Объясните ему, почему вас расстраивает его поведение, и попросите его поделиться с вами переживаниями, которые он испытывает, чтобы вместе найти выход из ситуации.

Просто любите ребенка! Несмотря на все некрасивые поступки, вы все равно будете любить своего малыша, поэтому не забывайте напоминать ему об этом.

Кризис 7 лет

6-7 лет — непростой возраст. В это время вдруг снова возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

Он как будто вдруг утрачивает детскую наивность и непосредственность, может манерничать, кривляться, появляется какая-то неестественность поведения, непоследовательность эмоций и беспричинные смены настроения.

Кризис 7-ми лет — это период рождения социального «Я» ребенка.

Во-первых, если дошкольник осознавал себя в первую очередь как физически отдельный индивид, то к семи годам он осознает наличие у себя внутреннего мира чувств и переживаний. Ребенок осваивает язык чувств, начинает осознанно пользоваться формулировками «я сердит», «я добрый», «я грущу».

Во-вторых, ребенок идет в школу, осваивает совершенно новый мир, и на смену его старым интересам приходят новые.

Основной деятельностью становится учеба. Это — очень важное внутреннее изменение личности ребенка.

Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Самой важной для школьника становится его учеба, его успехи и его отметки.

Однако 7 лет — это изменения не только личностно-психологические. Это еще и смена зубов и физическое «вытягивание». Изменяются черты лица, ребенок быстро растет, повышаются его выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений. Все это не только дает ребенку новые возможности, но и ставит перед ним новые задачи, и не все дети справляются с ними одинаково легко.

Он тянется к знаниям, стремится стать взрослым — ведь именно взрослые, по его мнению, обладают могуществом всезнания.

Ребенок учится самоконтролю, пытается понять: как правильно поступать, где граница между «можно» и «нельзя»?

Но, как и в любой учебе, получается не сразу. Отсюда и эдакая манерность, театральность поведения. Отсюда и скачки: то вдруг перед вами уже серьезный человек, рассуждающий и поступающий здраво, то — снова «малыш», импульсивный и нетерпеливый.

У ребенка теперь есть собственное, аргументированное мнение, и он начинает свое мнение отстаивать.

Это ЕГО мнение, и он требует к себе уважения! Теперь ребенку нельзя сказать просто «Делай, как сказано!», требуется аргументация, и он будет возражать так же аргументировано!

Меняются авторитетные фигуры: если раньше родитель был для ребенка самой авторитетной фигурой, то теперь появляется еще и учитель, мнение которого подчас даже важнее, чем мнение родителей.

Основными новообразованиями кризиса 7 лет являются произвольность психических процессов, планирование, формирование воли, самолюбия и самооценки.

Завершается данный период (и эпоха детства) кризисом 12 лет.

«В НЕКОТОРОМ СМЫСЛЕ ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ МОЖНО НАЗВАТЬ СВОЕОБРАЗНОЙ ПРОВЕРКОЙ НА ЛЮБОВЬ».

Российские психологи подростками считают тех, кому исполнилось 11(12)-16(17) лет. Стоит отметить, что в условиях современных больших городов, где дети очень рано вступают в контакт с высокими технологиями, переходный период может начаться и раньше, уже в 10 лет, и закончиться позже — в студенческом возрасте.

Пубертатный процесс связан с физиологическими изменениями в организме, а они у разных детей (даже родных братьев/сестер) происходят в разное время, в частности, южных народов раньше, чем у северных.

Происходит изменение представления ребёнка о себе в связи с началом полового созревания и появлением способности к рефлексии своих чувств и действий.

Физиологические изменения — (меняются пропорции тела, происходят эндокринные изменения, появляются вторичные половые признаки, могут возникать перепады настроения), и т.д. Ребенок может неадекватно воспринимать свое тело и те изменения, которые с ним происходят, и очень придирчиво к ним относиться.

Подросток временами чувствует себя не в своей тарелке, начинает хуже учиться, может грустить (и страдать!) из-за несчастной любви.

Это период противоречивых желаний: хочется одновременно ничего не делать и достигнуть успеха, хочется избавиться от родительской опеки, и одновременно существует потребность в ней. Нередко подростку хочется быть независимым именно тогда, когда он чувствует себя таким уязвимым…

Меняются авторитеты, если раньше авторитет для ребенка имели родители и учителя, то в подростковом возрасте очень важными становятся сверстники, а общение с ними становится основной деятельностью.

Главное для подростка в это время — самостоятельное приобщение к миру взрослых, которого он может достичь только через противопоставление себя родителям.

Ему важно чувствовать себя автономным и равным с ними, но одновременно он очень нуждается в поддержке и признании старших.

Сложность для подростка состоит в том, чтобы, с одной стороны, найти и установить правильную дистанцию с родителями, а с другой — испытать собственные возможности.

Вообще переходный возраст — это в каком-то смысле проверка на любовь. Со стороны подростка — часто провокативная: «А если я так поступлю, вы меня примете? Ага, приняли! А если я вот так теперь сделаю, вы еще будете меня любить?..»

В некоторых семьях детям приходится прилагать титанические усилия, чтобы на них обратили внимание, и они готовы пойти на многое, чтобы его добиться…

Крайние, порой опасные формы поведения хорошо известны: уходы из дома, отказ от учебы, разного рода зависимости (от игромании до наркомании), самоповреждающее поведение.

Как установить верную дистанцию в отношениях между взрослыми и подростком?

Правильная дистанция возникает, когда отношения с родителями не противопоставлены жизни подростка за пределами дома, а сосуществуют с ней. Его друзья, любовь, занятия интересуют взрослых, но этот интерес не нарушает границ его личности. Но родителям очень непросто прийти к таким отношениям, потому что переходный возраст обостряет два страха: быть покинутым (своим ребенком) и, наоборот, стать слишком зависимым (от него).

Избежать непонимания и конфронтации можно, если семья постепенно приспосабливается к новой ситуации и родители идут навстречу подростку, меняя прежние правила: ребенку разрешается слушать ту музыку, которую хочется, иногда запираться в своей комнате, переставлять там мебель, иметь карманные деньги, в некоторых случаях не ночевать дома.

Нуждается ли подросток в ограничениях и запретах?

Ему необходимо сталкиваться с препятствиями, чтобы оценить свои желания и возможности. Когда не существует рамок, подросток легко подвергает себя опасности. Он становится заложником сиюминутных желаний, вместо того чтобы учиться планировать свою жизнь. Родители духовно, телесно, финансово отвечают за здоровье и жизнь ребенка, и они обязаны ставить ограничения — это вопрос безопасности и ответственности.

Родители должны знать точно, где ребенок находится, чтобы в любой момент с ним связаться. Правила и санкции лучше с ним согласовывать, стараясь прийти к компромиссу. Допустим, он захотел прийти домой в полночь, а обычно приходил в восемь вечера: можно договориться о возвращении в 22.00.

Каждый держит слово и отвечает за свои поступки. Для родителей поиск компромиссов — это вопрос доверия к ребенку, для подростка — сигнал о том, что у него есть тыл, где его всегда примут, поймут, простят и помогут. Что бы ни случилось, он должен чувствовать, что дома его любят — любого.

Это позволяет подростку почувствовать себя увереннее и способствует его отделению от родителей — сепарации.

Основными достижениями и новообразованиями подросткового кризиса является появление рефлексии, формируется мировоззрение.

Дети — это не клоны родителей в детстве, это другие люди. Иногда стоит, пытаясь их понять, вспоминать себя в отрочестве, но при этом нужно знать, что их реакции, воспитание, физиология другие, чем были у вас.

И дело не только в том, что сейчас другое время, что в вашем детстве не было соцсетей, гаджетов и онлайн-игр. Главное, что дети практически никогда не бывают повторением своих родителей.

Читайте также:

Send this to a friend