«Мамина и папина школа»: Истерики. Как справиться родителю?

В субботу, 15 февраля, на лекции в рамках «Маминой и папиной школы» родители продолжили разговор о проблеме истерик.

Обычно во время истерики человек (ребенок или взрослый) дает выход накопившимся эмоциям. Он себя не контролирует, плохо соображает и всеми действиями старается обратить на себя внимание. Подобный взрыв эмоций чаще всего случается у женщин и детей. Как правило, он свойственен людям эмоциональным, творческим, легковозбудимым.

Понять природу возникновения истерики вам поможет «Кувшин эмоций».

Свое эмоциональное состояние мы представим в виде кувшина. Когда мы злимся и обижаемся то наш кувшин переполняется и выплескивается через край: негативным поведением, истериками, криком, между нами случаются ссоры, конфликты. Причиной таких проявлений служат 4 уровня эмоций.

1 уровень. На первом месте оказываются (самая верхней часть кувшина) – гнев, агрессия, раздражение. Это уровень разрушительных эмоций, т.к. они разрушают психику ребенка, его взаимоотношения с другими детьми и взрослыми. Но эти чувства вторичные, они возникают от переживаний совсем другого рода — таких как боль, страх, обида и составляют второй слой (2 уровень).

2 уровень. Обида, боль, страх – эти чувства можно назвать страдательными: в них присутствует большая или меньшая доля страдания, поэтому их нелегко высказать, о них умалчивают, их скрывают из-за боязни унизиться, показаться слабыми. Причина их возникновения — в неудовлетворении потребностей.

3 уровень. За любым негативным переживанием мы всегда можем найти нереализованную потребность – в ласке, внимании, любви, уважении, понимании и т.д.

4 уровень. Базовый, основной слой нашего «кувшина эмоций» отражает отношение к самому себе, формирует самооценку. В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам взрослых, близких. Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от нас подтверждения того, что он хороший, что его любят, что он нужен.

Таким образом, мы наглядно можем увидеть, что безусловное принятие ребенка и удовлетворение его базовых потребностей – лучший способ профилактики истерик.

Ранее, мы говорили, что возраст от 1 до 3 лет – это период детской истерики, после 5 лет дети уже осознанно используют истерику для достижения желаемой цели, в манипулировании родителями или другими. В

периоды возрастных кризисов человек наиболее часто подвержен перепадам настроения, эмоциональным всплескам, истерикам.

Подобные истерики бывают и в подростковом кризисе. Задача истерик у подростков — отстроиться от мнения родителей, сделать по-своему. В этот период родителям не нужно считать себя виноватыми, следует меньше советовать и больше спрашивать. «Переключиться» с режима «я расскажу тебе, как делать» в режим «а ты как думаешь тебе лучше сделать?» Вместо «сейчас я расскажу тебе, как устроен мир» общаться с позиции «а ты как считаешь?» Это позволяет подростку сформулировать собственное мнение, не протестуя против мнения родителей.

Когда родители любимыми способами пытаются остановить истерику, дать ребенку замолчать, они совершают ошибку. Такая стратегия воспитания приводит к нескольким проблемам: ребенок не учится чувствовать и распознавать свои желания, удовлетворять их, он учится либо молчать, либо кричать сильнее (тогда истерика становится частым явлением), или же ребенок боится говорить, чего хочет, потому что внутри у него стойкое убеждение, что как только он попросит или потребует, его снова заставят молчать.

Важно понимать, что основная задача родителей — помочь ребенку безопасно удовлетворить свою потребность, не смотря на его возраст.

Если ваш 20-летний сын отказывается ходить в институт, то вам, как его родителям не следует заставлять его, лучше спросить о его дальнейших планах, перестать давать карманные деньги и предложить найти работу.

Иными словами, задача родителей на этом этапе не заблокировать действие ребенка, а найти способ, как помочь ребенку удовлетворить его потребность и позаботиться об удобстве и безопасности.

Но почему же истерики так пугают? Есть 3 распространенные причины, почему родители сами впадают в истерику:

1. Родителям стыдно перед окружающими (Что люди подумают? Тебе не стыдно так кричать?).

2. Родители начинают считать себя плохими, когда ребенок плачет и кричит (Я не могу позаботиться о своем ребенке…Я не могу справиться со своим ребенком…).

3. Крики для родителей ужасны и непереносимы, потому что на них самих кричали в детстве или потому что за крики жёстко наказывали. А других способов взаимодействия с орущим ребенком родитель просто не знает.

Эти причины вызывают в родителях настолько сильные эмоции, что разум «выключается» и родитель впадает в бешенство или в детскость-

беспомощность. Именно поэтому родителю важно научиться управлять своими эмоциями.

Во 2-ой части занятия родители приняли участие в психологическом тренинге по отреагированию отрицательных эмоций. Нижем мы приводим несколько упражнений, которые вы можете практиковать как с ребенком, так и выполнять самостоятельно.

Упражнение 1 «Управление дыханием».

Прислушайтесь к своему дыханию и определите какое оно: поверхностное, глубокое, грудное или с участием мышц живота.

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Упражнение 2 «Управление движениями».

Последовательно и с ускорением выполняйте имитационные движения: поднять тяжелый чемодан; нести в руках легкий пакет, передавать по кругу горячую картошку. Изобразите поднимание тяжелой штанги, тряпичную куклу, оловянного солдатика.

Упражнение 3 «Игра в снежки».

Газетную бумагу или макулатуру комкают в «снежки». Играющие разделяются на две команды, становятся друг против друга и начинают бросать «снежки» друг в друга. Снежный бой длится 60 секунд. Побеждает та команда, у которой на момент остановки игры окажется меньше всего «снежков» на территории.

Упражнение 4 «Погода».

Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. «Художникам”» предлагается нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами.

Дорогие родители, учитесь быть в ладу со своими эмоциями, тогда вы станете отличным примером для своих собственных детей!

Читайте также:

Send this to a friend