СМИ о нас: «Не нянька, но друг»

Первая лекция в «Школе наставников», и вроде бы собравшиеся слушатели давно преодолели тот возраст, когда дрожат коленки. Но сегодня новоиспечённые студенты не могли или даже не пытались прятать под парту ворох противоречивых эмоций. Разыгравшийся в глазах
огонь то и дело натыкался на заслонку из страхов. Внутренние метания потенциальных наставников можно было описать одним на всех вопросом: «А смогу ли?»

Наставник — не спонсор

Кто же такие наставники, кого они наставляют и зачем
для этого нужно учиться? Как известно, воспитывающиеся
в интернатах малыши-сироты довольно быстро обретают
новые семьи, чего не скажешь о подростках. Детям старше
14 лет особенно тяжело найти приёмных родителей, и большинство из них по достижении 18-летия выходят из дверей казённого учреждения во взрослый мир. В этом мире нет нянек, готовая еда не сваливается чудесным образом на стол, а за свет и воду в кране нужно кому-то платить. Казалось бы, совершеннолетнего гражданина, будто ребёнка, требуется обучить элементарным навыкам
выживания в новой для него агрессивной среде, но сделать
это попросту некому. Для этого и нужны наставники.

Практика индивидуального сопровождения воспитанников
и выпускников интернатов доказывает свою эффективность
во многих странах, а в последние несколько лет наставничество активно развивается и в России. К примеру, в Иркутске совместно с детскими домами проект «Наставник» реализует благотворительный фонд «Дети
Байкала». Ангарская «Школа наставников» в 15 микрорайоне — первый подобный для нашего
города опыт. Это совместное детище общественной организации «Родители Сибири» и Центра помощи детям.

— Наставник — это не родитель и не воспитатель для подопечного, — рассказывает о будущей роли своих учеников руководитель общественной организации «Родители Сибири» Анна КУЗЬМИНА. — В то же время наставник не спонсор. Мы настоятельно рекомендуем нашим
волонтёрам в предстоящем общении с ребятами отказаться от материальных подарков, дабы у подростков начала формироваться адекватная модель взаимоотношений с окружающими людьми. Основная миссия наставника — стать для ребёнка или выпускника интерната старшим
другом, помогая тому советом или просто болтая по душам.
Порой обычный рассказ о том, как ты катался на лыжах или ходил в магазин, может сложить в голове у подопечного недостающие кирпичики в картине мира.

Сомнения — это нормально

Кто может стать наставником? По большому счёту фильтров, категорически отметающих кандидатов, нет. Средний
мировой возраст наставников — 35 лет, но жёстких рамок здесь не существует. Пол и образование значения не имеют. Главное, чтобы человек подошёл к этому решению осознанно, имел возможность системно
(по крайней мере раз в неделю) общаться со своим подопечным и мог научить его чему-то полезному. Чтобы увеличить шансы успешного взаимодействия, пары «наставник — подопечный» подбираются исходя
из увлечений и особенностей характера обоих участников.
Минимальный срок наставничества — один год. Конечно, при
желании работа в рамках проекта может перерасти в дальнейшую дружбу.

На клич об открытии «Школы наставников» откликнулись
15 неравнодушных ангарчан. На всём пути им будут помогать кураторы, вместе разбирая трудности общения с детьми. И всё же вполне возможно, что часть потенциальных наставников решит повернуть назад ещё до начала формирования пар, когда вместо
первоначального эмоционального порыва включится холодная голова. Статистика фонда «Дети Байкала» говорит, что только 20% человек доходят до встречи с подопечными. Как произойдёт у ангарчан, узнаем позже.

— Сомнения — это нормальная реакция, — уверена Анна Кузьмина. — Решившимся пройти через школу ещё предстоит взвесить для себя все «за» и «против».
Если внутри у человека не будет готовности стать для ребёнка настоящим товарищем, лучше и не впрягаться. Этих детей уже один раз предали.

 

Максим Горбачёв

Общественно-политическая газета «Ангарские ведомости». Выпуск 1406 от 22.01.2020

Ссылка на публикацию: https://angarsk-adm.ru/upload/iblock/885/AV_4.pdf

Читайте также:

Send this to a friend