Первые встречи с наставниками
В пятницу, 27 марта, прошла первая встреча наших наставников с несколькими ребятами из ангарского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Специально перед этим будущие менторы посещали несколько вводных лекций, где под руководством опытного педагога-психолога узнавали о роли наставника в жизни ребенка, и о том, с какими проблемами и трудностями можно столкнуться на данном пути.
Кто же такие наставники, кого они наставляют и зачем для этого нужно учиться? Как известно, воспитывающиеся в интернатах малыши-сироты довольно быстро обретают новые семьи, чего не скажешь о подростках. Детям старше 14 лет особенно тяжело найти приёмных родителей, и большинство из них по достижении 18-летия выходят из дверей казённого учреждения во взрослый мир. В этом мире нет нянек, готовая еда не сваливается чудесным образом на стол, а за свет и воду в кране нужно кому-то платить. Казалось бы, совершеннолетнего гражданина, будто ребёнка, требуется обучить элементарным навыкам выживания в новой для него агрессивной среде, но сделать это попросту некому. Для этого и нужны наставники. Практика индивидуального сопровождения воспитанников и выпускников интернатов доказывает свою эффективность во многих странах, а в последние несколько лет наставничество активно развивается и в России. К примеру, в Иркутске совместно с детскими домами проект «Наставник» реализует благотворительный фонд «Дети Байкала». Ангарская «Школа наставников» в 15 микрорайоне — первый подобный для нашего города опыт. Это совместное детище общественной организации «Родители Сибири» и Центра помощи детям. Основная миссия наставника — стать для ребёнка или выпускника интерната старшим другом, помогая тому советом или просто болтая по душам. Порой обычный рассказ о том, как ты катался на лыжах или ходил в магазин, может сложить в голове у подопечного недостающие кирпичики в картине мира.
Кто может стать наставником? По большому счёту фильтров, категорически отметающих кандидатов, нет. Средний мировой возраст наставников — 35 лет, но жёстких рамок здесь не существует. Пол и образование значения не имеют. Главное, чтобы человек подошёл к этому решению осознанно, имел возможность системно (по крайней мере раз в неделю) общаться со своим подопечным и мог научить его чему-то полезному. Чтобы увеличить шансы успешного взаимодействия, пары «наставник — подопечный» подбираются исходя из увлечений и особенностей характера обоих участников. Минимальный срок наставничества — один год. Конечно, при желании работа в рамках проекта может перерасти в дальнейшую дружбу.
Первая встреча — это, прежде всего, возможность увидеться, познакомиться и пообщаться друг с другом. В дружеской и благоприятной атмосфере участники рассказали о себе, а также о том, какие ожидания каждый из них хочет получить от реализации этого проекта.
Оставшаяся часть вечера была проведена за веселыми настольными играми, благодаря которым многие ребята уже сегодня смогли определиться с кем именно из наставников они бы хотели продолжить общение.
Поэтому следующим шагом в нашей работе станет составление подходящих пар из наставников и их подопечных. Они будут подобраны исходя из увлечений и особенностей характера обоих участников.