Мамина и папина школа: «Возрастные кризисы — 2»

Человек в своей жизни проходит через возрастные кризисы. Это естественный процесс, результатом которого становится преображение и побуждение перейти на новый виток своего развития. В каждом возрастном кризисе наблюдаются свои особенности и характеристики.

В субботу, 30 января, состоялась встреча в «Маминой и папиной школе» на тему: «Возрастные кризисы — 2»

Педагог-психолог Елена Светличная предложила слушателям обсудить такие этапы взросления как: юношеский кризис — кризис дебюта, тридцатилетние – кризис неоправданных надежд, кризис среднего возраста и связанные с ним мифы, а также кризис зрелости.

Данная встреча позволила участникам глубже понять себя и своих близких.

Возрастные кризисы взрослости

Переходные этапы возрастного развития называются кризисными. Кризис – это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» (Л.С. Выготский 1984). Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

Первым в научной литературе был описан кризис полового созревания. Позднее был открыт кризис 3 лет. Еще позднее был изучен кризис 7 лет. Наряду с ними выделяют кризис новорожденности и кризис 1-го года. Таким образом, ребенок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов. Для чего они нужны? Как правильно вести себя родителям, чтобы кризис не только благополучно решился, но и принес пользу?

Любопытный факт: в китайском языке понятие «кризис» состоит из двух иероглифов – один переводится как «опасность», а другой – «возможность».

Кризисы не всегда очень точно привязаны к определенному возрасту, у некоторых они наступают раньше или позже и протекают в разной степени интенсивности. Но в любом случае важно понимать причины их возникновения и типичные сценарии, чтобы пережить их с минимальными потерями и максимальной пользой для себя и своих близких.

Юношеский кризис – кризис дебюта

Очередной жизненный кризис обычно начинается с момента окончания школы. Это кризис дебюта взрослой жизни. Как на самом деле выйти из родной семейной атмосферы в новую и незнакомую? Какие слова сказать родителям, чтобы поверили и отпустили в самостоятельное плавание? А может, лучше подольше побыть под надежным родительским крылом?

Многие вспоминают юношеский период как самый романтичный, счастливый, яркий и в то же время самый тревожный и противоречивый. Придуманные, далекие от реальности идеалы имеют для юноши и девушки не меньшее значение, чем их реальная жизнь. А нередко и гораздо большее. Все, что вокруг — следует немедленно менять, спасать и усовершенствовать. Героические поступки, риск, жертвы, подвиги, слава волнуют каждого семнадцати — восемнадцатилетнего. В то же время, полное неожиданностей, непредсказуемое «завтра» страшит и притягивает.

Известный исследователь юношества Шарлотта Бюлер, изучая юношеские дневники, определила основные проблемы, встающие практически перед каждым:

— Это интерес к собственной личности, которую очень трудно понять.

— Это болезненное переживание одиночества, даже тогда, когда рядом есть и любящие родители, и товарищи.

— Это отношение ко времени, бегущему, утекающему безвозвратно.

— Это поиск собственного идеала, и жажда настоящей любви.

— Это построение системы нравственных ценностей и профессиональное самоопределение…

Сколько бы нам ни было лет, мы все равно вспоминаем свои юношеские годы, возвращаемся мысленно к этому возрастному кризису. Оказывается, автобиографическая память так устроена, что пик воспоминаний приходится на возрастной период от 15 до 25 лет.

Такое своеобразное «сгущение» воспоминаний говорит о значимости каждого сделанного выбора, принятого или не принятого решения для всей последующей жизни.

Итак, мы постоянно оглядываемся на собственную юность. Жизненный сценарий отныне пишется и переписывается самостоятельно.

 

Кризис среднего возраста

Кризис середины жизни – психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40–45 лет, и заключающийся в критической оценке и глобальной переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.

Внешние проявления состояния различны и отмечаются следующими симптомами и признаками: отказ от достигнутого в жизни, невзирая на положительное мнение окружающих о достижениях человека; опустошенность, ощущение несправедливости жизни, ловушки брака или карьеры; депрессия и потеря интереса ко многим увлечениям; смена круга значимых людей и ценностей.

Специалисты отмечают, что именно по причине существенных изменений физиологических особенностей организма возникает необходимость переориентации жизненных сил с физической деятельности — на умственную.

Первой предпосылкой к кризису среднего возраста является взросление детей и уход в отдельную самостоятельную жизнь. Хотя, с одной стороны отмечается и положительный момент – появление свободного времени, которое можно потратить на себя.

Вторую предпосылку кризиса связывают с отношениями со стареющими родителями. Очень часто время и внимание, освободившееся от детей, переносится на родителей, усугубляя в некоторых случаях неудовлетворенность от того, как неудачно сложилась жизнь к середине жизненного пути.

Кризисный период не обладает четкими границами. Он способен длиться, как один год, так и затягиваться на десятилетия. Поддержка семьи и близких людей, темперамент и характер, социальный статус — все это имеет влияние на продолжительность кризиса и его глубину.

Однако, американский журналист Рональд Кесслер считает: «Все говорит о том, что средний возраст – это лучшее время жизни. Изучая статистические данные по населению США, приходишь к выводу о том, что лучший возраст для человека – 40 — 50 лет. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: Полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе?»

Исследователи, которые разделяют точку зрения Кесслера, отмечают, что кризис середины жизни – это скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно, по мере того как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве, личных свершениях и красоте приходят более реалистичные ожидания. Довольно часто в это время формируются новые полезные привычки, например, активный образ жизни, ежедневные прогулки, занятия гимнастикой.

 

Предпенсионный — кризис зрелости

Кризис на границе зрелости и старости датируют примерно возрастом 55–65 лет. Метафорические описания («юность старости», «крутой поворот психической жизни», «борьба с собственным закатом» и т.п.) соседствуют с указанием на конкретные факторы, которые могут быть рассмотрены как причина кризиса.

Кризис старшего возраста называют предпенсионным, тем самым выделяя в качестве главного такой социальный фактор, как достижение пенсионного возраста или выход на пенсию.

Выход на пенсию кардинально меняет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли и значимого места в обществе, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения, вызывая иногда острое состояние «шока отставки».

Этот период оказывается трудным для большинства людей, вызывая негативные эмоциональные переживания. Однако индивидуальная выраженность и напряженность переживания пенсионного кризиса весьма различаются в зависимости от характера труда, от ценности его для индивида, от степени психологической подготовленности человека, его личностных особенностей и жизненной позиции, сложившейся в предшествующие годы.

Процессы физиологического старения в силу их постепенности долгое время не осознаются, и осознание возрастных изменений бывает неожиданным (например, при встрече с одноклассниками). Несоответствие между постаревшим телом и не изменившимся сознанием личности приводит к протесту. Иногда этот кризис идентичности сравнивают с подростковым.

Возрастные задачи данного кризисного периода:

— Адаптация к возрастным изменениям – телесным, психофизиологическим.

— Адекватное восприятие старости (противостояние негативным стереотипам).

— Разумное распределение времени и целенаправленное использование момента «здесь и сейчас».

— Ролевая переориентация, отказ от старых и поиск новых ролевых позиций (бабушка с пирожками для внуков, дедушка – рыбак, дачник и т.д.).

— Стремление к внутренней целостности и осмыслению жизни.

Чтобы преодолеть данный кризис, по мнению профессиональных психологов, достаточно соблюдать следующие основные принципы:

— поддерживать регулярное общение с друзьями, соседями, родными,

— не замыкаться в себе, советоваться с другими людьми, обсуждать возникающие проблемы;

— не поддаваться унылому настроению, найти любимое дело, приносящее радость и удовлетворение;

— принимать помощь с благодарностью, заботиться о близких людях.

Если человек дожил до солидного возраста – это уже удача. Люди преклонного возраста, задумывающиеся о своем предназначении, не могут не вспомнить о своих победах, пусть даже над собой.

Древние римляне говорили: «Высшая власть – это повелевать собой». Любому человеку есть чем гордиться, и у каждого в жизни было намного больше хорошего, чем плохого (Альперович В. Д., 1998).

В одном опросе респонденты, выбирая слова для описания пожилых людей, чаще всего называли слово «мудрые»…

Читайте также:

Send this to a friend