Новости с занятий «Школы молодой семьи»: анализ семейной системы

14 апреля «Школа молодой семьи» вновь собрала своих участников на увлекательное занятие по «Семейной психологии». Темой занятия стал анализ семейной системы. Занятие провела Кузьмина Анна.

Слушатели курса познакомились с основными подсистемами семьи — детской, родительской (супружеской) и прародительской. Обсудили тот факт, что конструктивные, близкие, партнерские отношения в супружеской подсистеме – основа эффективного функционирования семьи в целом.

Интересной была беседа о составляющих структуры семьи: семейных связях и семейной иерархии. Семейные связи  это психологическое расстояние между членами семьи. Было важно отметить необходимость находить золотую середину меж двух крайних дисфункций — симбиозом (сверхвключенностью) и разобщенностью. По тематике иерархии семьи все сошлись во мнении — главенство в семье должно определяться уровнем ответственности. Лидирующее положение в развитых странах занимает тип иерархии семьи, основанный на равенстве супругов (эгалитарная семья). Теорию по анализу семейной системы все участники курса иллюстрировали собственными примерами.

Достаточно подробно обсудили 2-й аспект анализа семейной системы — микродинамику семьи. В данном вопросе остановились на понятиях семейных ролей и стереотипов общения в семье. Роли могут быть дисфункциональными – роль жертвы, роль тирана и т.д. Серьезную опасность представляет собой делегирование роли взрослого ребенку или так называемое смешение ролей, что очень типично для семей с проблемой алкоголизации.  Для нормально функционирующих семей характерна значительная ролевая гибкость – способность изменять роли в соответствии с меняющейся ситуацией, а не фиксировать в них своих членов. В таких семьях негативные роли «агрессора», «аутсайдера», которые часто выбирают для себя неблагополучные дети, не прирастают к ним, а постепенно изменяются на более позитивные.

Пожалуй, наибольшее активное включение в диалог между преподавателем и слушателями произошло во время разговора по 3-му аспекту анализа семейной системы — семейной истории и эволюции семьи. Психологи доказали, что в семейной истории происходит накопление дисфункциональных моментов, хаос нарастает в каждом из последующих поколений. Поэтому преподаватель и слушатели подробно обсудили проблематику семейного сценария и взаимодействий со старшими родственниками в семье. Слушатели делились собственными примерами, спрашивали совета и делились своим опытом. Вопросы взаимоотношений со старшими родственниками — достаточно сложная тема для многих современных молодых семей, требующая поддержки и помощи. Поэтому участникам на занятии были предложены различные варианты практической помощи в решении данного типа проблем. Эти варианты включают в себя: индивидуальное психологическое консультирование, посещение практического курса «Гармоничные отношения в семье», продолжение обучения в «Школе молодой семьи». Проблемы подобного рода не решаются супер быстро — однако при стабильной работе: принятие реальности (родители такие, других не будет), снижение эмоциональной зависимости от родителей, овладение навыками поведения в конфликтных ситуациях и др. — эффект в виде снижения остроты конфликтов и обретения спокойствия по данному вопросу — подарит снижение эмоционального напряжения и новые ощущения свободы.

Мы так увлеклись беседой на занятии, что забыли сфотографироваться для публикации. Поэтому прилагаем фото из нашего архива.

Анна Кузьмина

Мероприятие прошло в рамках реализации проекта-победителя
второго конкурса Президентских грантов 2017 года
«Центр развития и поддержки молодых семей Приангарья»
реализованного ОУ ИРСЦ «Сердечность»
в партнерстве с ИРОО «Родители Сибири»

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Send this to a friend