СМИ о нас: «Проводники в жизнь»
В эти дни, когда отовсюду раздаётся звон колокольчиков, в Ангарске за школьные парты сел ещё один класс учеников. И этих «школяров» точно ни с кем не спутаешь. Они давно не дети, а взрослые, состоявшиеся люди: с работой, сложившимся кругом интересов и опытом лет за плечами. Но отчего же собравшиеся слушатели кажутся немного взволнованными на первом занятии?
Всё потому, что их будут обучать не географии и не вышиванию. Новоиспечённые студенты хотят научиться стать старшими товарищами для ребят, однажды потерявших семью.
Они боятся мира
«Школа наставников» — совместный проект региональной общественной организации «Родители Сибири» и ангарского Центра помощи детям. Чем же занимаются наставники и зачем для этого нужно учиться?
Не секрет, что воспитанникам интернатов подросткового возраста особенно тяжело найти приёмных родителей и большинство ребят по достижении 18 лет выходят из дверей казённого учреждения во взрослый мир. В этом мире у выпускника интерната нет воспитателей, поваров и прачек, к которым он так привык. Потому молодые люди оказываются не готовы заботиться о себе. Но ещё страшнее бытовых трудностей для таких ребят — неспособность найти общий язык с окружающим миром. Незнание реалий жизни побуждает их транжирить детские накопления и за бесценок продавать квартиры. Чтобы помочь воспитанникам и выпускникам интернатов безболезненно адаптироваться во взрослом мире, и нужны наставники.
В Ангарске «Школа наставников» работает с 2020 года. Сегодня такие менторы есть у десяти подростков Центра помощи детям.
— Наставник — это не родитель, не воспитатель и не спонсор для своего подопечного, — объясняет руководитель общественной организации «Родители Сибири» Анна КУЗЬМИНА. — Основная миссия наставника — стать для ребёнка или выпускника интерната примером и старшим другом, помогая советом или просто болтая по душам. Порой обычный рассказ о том, как ты ездил на дачу или ходил в магазин, может сложить в голове у ребёнка недостающие кирпичики в картине мира. Воспитанникам подобных учреждений не хватает опыта эффективных эмоциональных связей с людьми, поэтому они часто замыкаются в себе. Вот пример: одна наша наставница дружит с выпускницей интерната. У девушки двое детей, но долгое время она боялась ходить в поликлинику или другие учреждения. Ей было страшно даже задавать окружающим людям вопросы. Но сейчас девушка расправила плечи.
Дать детям больше, чем деньги
Кто может стать наставником? По большому счёту фильтров, категорически отметающих кандидатов, нет. Главное, чтобы человек подошёл к этому решению осознанно и имел возможность системно (по крайней мере раз в неделю) общаться со своим подопечным. Чтобы увеличить шансы успешного взаимодействия, пары «наставник — подопечный» подбираются исходя из увлечений и особенностей характера обоих участников. К примеру, хороший тандем получился у наставника Ларисы и воспитанницы Центра помощи детям Светы. Света мечтает стать парикмахером, а Лариса парикмахером работает.
Минимальный срок наставничества — один год. Но при желании работа в рамках проекта может перерасти в дальнейшую дружбу. На всём пути наставникам помогают кураторы, вместе разбирая трудности общения с детьми. И всё же вполне возможно, что часть потенциальных наставников решит повернуть назад ещё до начала формирования пар, когда вместо первоначального эмоционального порыва включится холодная голова.
— Сомнения — это нормальная реакция, — говорит Анна Кузьмина — Отважившимся пройти через школу ещё предстоит взвесить для себя все «за» и «против». Решение стать наставником должно быть максимально взвешенным.
На первую встречу с потенциальными участниками проекта пришли поделиться опытом и действующие наставники.
Так получилось, что врача-педиатра Нину выбрали в друзья сразу двое ребят: Вадим и Оля.
— Честно говоря, первые несколько дней после формирования пар у меня были опасения: а не много ли я на себя взяла? — признаётся Нина. — Даже несмотря на мою профессию, был страх, что не сойдёмся с ребятами. Но в процессе общения тревога прошла. Это замечательные дети. Наверное, основная ошибка всех наставников — поначалу очень хочешь помочь детям материально. Но со временем себя пересиливаешь. Наставник может дать ребятам гораздо больше, чем деньги. Сейчас самый яркий момент из нашего общения, что через полгода после начала дружбы дети научились говорить «спасибо». Они начали интересоваться, как мои дела. Некогда зажатые ребята начали раскрываться. Это такая радость!
Максим ГОРБАЧЁВ
Общественно-политическая газета «Ангарские ведомости». Выпуск №72 (1587) от 01.09.2021, стр. 18 ссылка на публикацию: http://ангарскиеведомости.рф/news/4478-provodniki-v-zhizn