«Мамина и папина школа»: Стереотипы родителей и личное мнение детей
Первая в этом году встреча слушателей лекций «Маминой и папиной школы» состоялась в минувшую субботу, 11 января. Педагог-психолог Анна Кузьмина провела интерактивное занятие на очень важную и интересную тему: «Стереотипы родителей и личное мнение детей».
Какие бывают стереотипы воспитания? Откуда они берутся и почему чаще всего мешают? Ответы на эти и другие вопросы можно узнать из нашего материала.
Родители часто требуют от своих детей того, что отвечает их представлениям о нормальном и правильном. Мальчик должен быть сильным и ловким. Девочка должна быть аккуратной и нежной. Дети обязательно должны заниматься спортом. В школе дети должны учиться на отлично, а потом поступить в престижный ВУЗ. Почему? «Это же очевидно, так правильно!» — последует ответ.
И на первый взгляд в этом нет ничего плохого. Просто родители заботятся о детях — это их прямая обязанность. Разве не выиграет в жизни ребенок от хорошей физической формы? Разве помешает ему качественное образование? Представители профессиональных династий, с рождения малыша прочат ему карьеру, которую когда-то построили сами, не на пустом месте. Они знают особенности этого профессионального пути, могут подсказать, как обойти подводные камни. А главное, такие родители — сами являют прямое доказательство того, какие преимущества дает проверенная десятилетиями стезя. Все шаги предпринимаются из заботы об интересах ребенка. Но проблемы возникают там, где у детей и родителей расходятся мнения о том, в чем эти интересы заключаются.
Стереотип – это суждение, которое мы принимаем, как данность, истину, без критической проверки.
Чтобы отделить стереотип от других суждений, можно представить массу последних, которые мы всегда проверяем критически, в отличие от стереотипа. Стереотип же принимается на веру сразу.
Структура стереотипа:
а) правдоподобность суждения, опирается на наш опыт, взгляды, НО – его невозможно проверить.
б) в стереотипе всегда есть оценка – что хорошо, а что плохо.
в) стереотипу присуща категоричность – никогда, всегда и т.д.
г) обобщение – нет исключений, все попадают под действие стереотипа.
д) согласие всех вокруг.
Откуда взялись стереотипы: люди используют стереотипы, чтобы не утруждать себя дополнительными размышлениями. Когда же им удается отыскать подтверждение своим мыслям в поведении окружающих, они еще сильнее убеждаются в истинности собственных или коллективных умозаключений. Стереотипизация является определенной заменой мыслительной деятельности.
Но все же без стереотипизации общество не могло бы существовать. Она позволяет сознанию выстраивать важные закономерности:
· вода может намочить;
· зимой холодно;
· пламя обжигает.
Зная это, нам не нужно каждый раз убеждаться в своих предположениях на практике. Однако есть такие стереотипы, которые воздействуют на сознание и подсознание человека, мешая ему жить.
Опасность стереотипов: люди часто не видят за конкретным человеком индивидуальной личности. Из-за огромного количества штампов, которые мы получаем еще в детстве, возникают проблемы в отношениях: люди часто не в состоянии услышать и понять позицию другого человека.
Стереотип всегда покушается на «концепцию Я». Т.е., если мои действия или мысли противоположны стереотипным, то это не просто ошибка, это отрывает меня от «общего коллектива», т.е. приходит осознание – «со мной что-то не так». Данная ситуация вызывает сильное напряжение и чувство тревоги.
По отношению к принятию стереотипов личности можно условно разделить на шаблонные и сознательные.
Если шаблонная личность в своих решениях опирается на локальные стереотипы, навязанные общественным мнением, то сознательная личность ответственность за свою жизнь и свои решения берет на себя. Такой человек
не упрощает собственные решения кодексом коллективных шаблонов и ожиданий, а выбирает сам, как ему жить.
Когда исчезает мотив соответствовать общественным идеалам, то есть, когда человек больше не стремится выглядеть хорошим в глазах коллектива и не боится принимать свои решения, может прийти ощущение огромного облегчения, что перед тобой открыто многообразие возможностей.
Стереотипы приходят к нам:
1. из детства – самые сильные, т.к. отказ от них часто воспринимается как разрыв с семьей.
2. из прошлого времени
3. из сегодняшнего тренда – очень сильные, т.к. поддерживаются общественным давлением.
Примеры родительских стереотипов:
«Ребенок всегда должен слушаться родителей»
«Ребенок никогда не должен врать»
«Ребенок должен уметь проигрывать»
«Мать всегда права»
«Хорошая учеба залог хорошей жизни»
«У хорошей матери ребенок всегда доволен»
«Все в жизни ребенка зависит от меня»
«Надо постоянно заниматься развитием ребенка, а то будет поздно»
«Нужно всегда уважать старших».
На занятии были разобраны практические способы избавления от власти стереотипов в воспитании детей. Все эти способы направлены на то, чтобы вернуть себе критичность к используемым стереотипам, перевести их из разряда «непреложных истин» в разряд частных мнений, к которым можно применить критическую оценку.
Важно: нет цели спорить со стереотипом, наша цель – освободиться от его давления, перейти в доминирующую позицию и вернуть себе свою сознательность/критичность.
Очень полезные занятия, спасибо большое!