«Мамина и папина школа»: «Эмоции и чувства: развиваем эмоциональный интеллект. Часть 2».
Накануне, 22 февраля, в библиотеке №6 состоялась очередная встреча участников «Маминой и папиной школы». Темой занятия стала «Эмоции и чувства: развиваем эмоциональный интеллект».
Вместе с педагогом-психологом Анной Кузьминой участницы встречи смогли обсудить природу и функции такой важной эмоции, как злость, выяснить, что происходит при подавлении злости, а также поговорили о том, какие установки относительно этой эмоции чаще всего применяются в воспитании детей.
Итак, злость. С чего мы начнем? С того, что следует разграничить саму эмоцию – злость и агрессивное поведение. Эмоция появляется в нас, а мы уже можем далее выбирать – какое поведение под ее воздействием выбрать.
Т.е. мы можем злиться, но не проявлять злость, вести себя так, как будто мы ее не чувствуем. А можем демонстрировать агрессивное поведение, внутри не испытывая никакой злости.
Сегодня мы рассмотрим эту эмоцию более пристально, а также рассмотрим адекватные способы ее проявления.
Злость имеет 2 основных функции: биологическую и психологическую.
Биологическая функция злости заключается в том, что под воздействием этой эмоции тело готовится к активным действиям – вырабатывается гормон норадреналин – он усиливает работу мышц, мозга, сердца и легких и замедляет работу органов, которые в данный момент не нужны – печень, почки, желудок, кишечник. Практика: представим злость и почувствуем ее внутри – что чувствуете?
Психологическая функция злости – заключается в том, чтобы помочь нам отстоять себя и свои интересы:
1. Защита – мы хотим защитить себя, отстоять свои интересы, права, мнения, желания, право сопротивляться, быть несогласным, отказаться и отказать.
2. Продвижение себя, своих желаний, мнений, идей, прав – продвигая себя мы лишаем других людей ресурсов, на которые претендуем сами (работа, семья и т.д).
ВОСПИТАНИЕ И УСТАНОВКИ, СВЯЗАННЫЕ СО ЗЛОСТЬЮ
Если спросить людей, как они относятся к злости, то чаще всего можно получить следующие ответы:
· злость это плохо и неправильно
· лучше бы ее не было
· злиться нельзя, стыдно, недостойно
· иногда я не сдерживаю злость, это неправильно, потом я чувствую себя виноватым
· я знаю, что злость это важная эмоция, понимаю, но лучше бы ее не было!
Таковы наши культурные особенности. Подобные установки ведут к подавлению злости. Поэтому в большинстве своем мы не умеем с ней обращаться. Как следствие, мы подавляем ее, пока хватает сил, и выплескиваем неконтролируемо, когда терпеть уже мочи нет.
Установки по подавлению злости часто появляются у ребенка, когда он начинает проявлять свою волю и несогласие. Если родители реагируют наказанием или угрозами, то у ребенка формируется установка «показывать злость опасно, лучше буду ее скрывать». Если родитель манипулирует стыдом и виной, ребенок может решить, что «когда я злюсь, я плохой», значит «злиться плохо».
Почему подавление злости (как чувства!) опасно?
1. Дети злятся по-прежнему, но вынуждены подавлять и смещать злость. Это выражается в драках, истериках, несговорчивости, пассивной агрессии, манипуляциях.
2. Дети не учатся справляться со своей агрессией и адекватно ее выражать.
3. Как следствие, дети дерутся, вместо того, чтобы просто высказать свое недовольство, либо молчат и копят злость внутри.
Какой можно сделать вывод?
Детям нужно дать разрешение на проявление чувств, вместе с этим помогать им распознавать чувство злости, адекватно его выражать.
Например, «ты злишься оттого, что….»
Только тот, кто осознает свою злость, может научиться адекватно ее выражать!
Когда злость накапливаем внутри, не выражаем то возможны следующие варианты:
1. Вспышки ярости
Накопленная злость проявляется неконтролируемо, человек срывается по мелкому поводу. Сила злости в этом случае не соответствует ничтожному предлогу, вызвавшему ее. Человек злится не не за то, что сейчас произошло, а за все те годы, что он терпел.
2. Соматизация
Накопленная злость так и не прорывается наружу, находит выход в болезнях.
3. Суицид
Это высшая степень злости на себя.
4. Зависимости
Медленное самоубийство.
5. «Случайные» неосознанные действия агрессивного характера
Проявляется неявно: нанесение травм по неосторожности, забывание договоренностей или саботаж (пассивная агрессия).
ЧТО ДЕЛАТЬ СО ЗЛОСТЬЮ?
Ее необходимо выражать!
Мы обычно не делаем этого по простой причине: не умеем проявлять ее адекватно. Мы думаем, что если начнем ее выражать, то все разрушим, кого-то обидим, оскорбим или даже причиним физическое насилие. В результате мы оказываемся перед дилеммой – «молчать и терпеть» или «все разрушить». Если же мы умеем показывать недовольство адекватно, дозированно, без драки и неоскорбительными способами, то нам значительно проще позволить себе такую злость. Учиться выражать злость адекватно- задача творческая, здесь нет четких инструкций. Однако, есть ряд умений, которые очень облегчат нашу задачу.
а) Основное из них – Я-высказывание (подробно тема «Я-высказывания» рассмотрена здесь: https://www.roditelisibiri.ru/?p=11546 )
б) Если выразить словами злость невозможно, можно «выпустить пар» через тело. Как? Приведем несколько вариантов:
- использование боксерской груши для вымещения агрессии, ярости, гнева.
- упражнения: Воздушный шарик, Качели.
Воздушный Шарик
Если Вы чувствуете что разгневались, тут же представьте, что Вы – воздушный шарик. Почувствуйте, как Вы надуваетесь, легкие наполняются воздухом. Поднимите руки вверх, когда «шарик» будет готов улететь. А теперь медленно выдыхайте воздух, и сдувайте «шарик» Ваши руки опускаются, а тело расслабляется. Шарик полностью сдулся. Повторите упражнение 2-3 раза, и от гнева не останется и следа.
Качели
Напрягите все мышцы своего тела, настолько сильно, насколько сможете, глубоко вдохните, и задержите дыхание на 5 секунд. Мышцы всё время должны быть в напряженном состоянии. Выдыхайте. На выдохе ощутите, как всё напряжение с мышц уходит, покидает Вас.
Повторяйте это упражнение несколько раз. Прочувствуйте, как с мышечным напряжением, покидают Вас и гнев, и раздражение, и обида. Они спускаются вниз до кончиков пальцев ног и через ступни покидают тело.
Переступите через свой гнев и идите дальше, свободный от него.
Чем поможет Я-высказывание?
1. выразить во вне причину своей злости спокойно, адекватно, не задев собеседника.
2. в расширенной версии есть важный 5-й пункт – что я буду делать, если препятствие не исчезнет. Оно дает нам сразу дополнительный план движений – план Б.
3. показывает, нет ли за злостью других, спрятанных чувств. Как только мы обнаруживаем эти «другие чувства», разбираемся с ними, злость отступает.
Подведение итогов.
1. Злиться — это норма. Не бывает людей, которые не злятся. Есть те, кто подавляет злость, не осознаёт ее, не понимает, что злится.
2. Злость — необходимое чувство, работающее на наше выживание. Без неё наша жизнь оказывается под угрозой.
3. Проблемы со злостью начинаются тогда, когда человек совсем не умеет её выражать или проявляет её неадекватными способами.
4. Подавленная злость переходит в нездоровую форму, она может стать причиной заболеваний, серьёзных проблем в общении и тяжелых внутриличностных конфликтов.
5. Важно учиться замечать свою злость и учить этому детей.
6. Необходимо научиться самим и обучить детей выражать свою злость социально приемлемыми способами.
7. Для этого нужно уметь различать злость как чувство и агрессивное поведение. Мы не можем держать под контролем чувство. От того, что мы скажем себе, что мы совершенно спокойны, злость не уйдёт. Но мы можем контролировать своё поведение и проявлять злость адекватными способами.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ:
А) Тест самоконтроля (протестируйте свое поведение в течение 3-х дней)
1. Сколько раз вы повысили голос напрямую в адрес ребенка?
2. Сколько раз вы повысили голос на других детей или мужа?
3. Сколько раз в день вы обняли и поцеловали ребенка?
4. Сколько раз в день вы отправили ребенка заняться своими делами в ответ на его просьбу поиграть с ним/посидеть/погулять?
5. Сколько раз вы извинились за срывы в своих эмоциях, если они были?
Б) Практикум по Я-высказываниям (заполните таблицу)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Юлия Гиппенрейтер «Чувства и конфликты»
Ирина Млодик «Книга для неидеальных родителей»
Александр Мусихин «Зачем нужны эмоции и что с ними делать»
Лариса Суркова «Все о детях в одной книге»